Мало кто знает, что родилось это искусство, которое многие из нас сегодня воспринимают как национальное японское, в... США, на студии Уолта Диснея. Тогда оно назвалось анимация, а позже японцы сократили его до всем известного «аниме».
Искусство создания рисованных фильмов, герои которых наделены сверх способностями и, в отличие от актеров, не требуют гонорары и сауну с массажисткой, сразу же пришлось по душе режиссерам из Страны Начала Солнца. Богом аниме и манги, родоначальником японской анимации считается Осаму Тадзука. Он оживил на экране первые мульты для детей и перенял у Диснея манеру рисования больших глаз у героев. Однако позже японские аниме ушли довольно далеко вперед от заокеанских предшественников. Они стали... вернее, перестали делить мир на черное и белое, как это было в американских мультах. Анимационные сюжеты обрели японскую замысловатость. Именно это снискало им бешеную популярность не только среди подростковой аудитории, но и у взрослого зрителя. Сегодня любителей аниме во всем мире куда больше, чем поклонников простых коммерческих мультфильмов.
Кстати, если вместо «аниме» вы напишете анимэ — не ошибетесь. В русском языке допускается и эта форма слова. А вот слова «анимешный, «анимешник» больше свойственны разговорной речи. Любителя аниме лучше назвать отаку. В Японии отаку — поклонник чего-либо вообще. За пределами же страны отаку означает ярого приверженца культуры аниме.
Искусство аниме имеет свою классификацию. И хотя видов и разновидностей здесь довольно много, можно все же выделить основные направления:
Кодомо — аниме для детей
Сёнэн — аниме для юношей
Сёдзё — аниме для девушек
Хентай — аниме порнографической направленности
Юри — аниме, где показана любовь между девушками
Яой — аниме, где показана любовь между юношами
Кроме того, аниме может быть или не быть «кавайным». В кавайном аниме герои могут смущаться или выражать другие свои эмоции разными способами: например, их большие глаза могут превращаться в две маленькие дырочки или на челе вдруг появляется голубая капля (героя пробил пот, потому что он задумался или ему стало стыдно...). Вот такие «застывшие» эмоции и определяют аниме как кавайное.
Немного о глазах
Почему у большинства аниме-героев они такие крупные? Распространенное мнение о том, что японцам, из-за их расовых особенностей, претят по-европейски большие глаза, неверно. Дело в том, что в большинстве мультфильмов кавай соблюдается принцип «глаза — зеркало души». Поэтому если герой положительный, то и глаза у него широкие, а если «редиска» — создатели награждают его узкими щелками, так что и не поймешь, какого они цвета. Посмотрите на героев мульта Сейлормун — и все сразу же станет ясно.
История аниме в России
Аниме у нас в стране прижилось хорошо, можно сказать, стало частью культурного... или субкультурного досуга. Первые аниме в России появились еще в советские времена. Тогда в кинотеатрах был представлен «Корабль-призрак». Но тем, кто хотел по-настоящему насладиться мультами, приходилось покупать видеомагнитофон и приобретать кассеты за немалые деньги. Мультфильмы Миядзаки же время от времени показывали на канале РТР, особенно пришелся по душе многим сюжет мульта «Мой сосед Тоторо». Кроме того, на том же канале начали показывать культовый среди японских детей мультсериал «Дораэмон». Так что еще до появления первых мегасериалов, вроде «Сейлормун» или «Покемона», наши зрители уже имели кое-какое представление о том, что же такое аниме.
Итак, несколько слов о полюбившихся аниме, что пришли к нам из Страны Начала Солнца.
Её звали... Сейлормун
Первую массовую волну эпидемии аниме-мании поднял мультсериал о необычной девочке Банни (Усаги) Цукино, которая из двоечницы и недотепы превратилась в настоящего ангела и лидера женской сборной по борьбе с мировым злом. Откуда же она взялась? По сюжету мульта, в теле девушки живет воин в матроске, который находится под покровительством Луны. Затем она же оказывается лунной принцессой... Однако, если вспомнить японскую мифологию, можно пролить свет, хоть и лунный, на истинное происхождение этого «воина».
В северном буддизме особо почитается одно из воплощений Будды — Будда-Амида. Дав 48 обетов, этот святой поклялся, что будет помогать всем, кто обратится к нему за помощью, построить «страну чистой земли». А в мультфильме «Сейлормун» в недалеком будущем герои будут жить «в городе чистой мечты» — Хрустальном Токио. Любимое же животное святого был... лунный кролик, или Цуки но Усаги. Поэтому имя Усаги Цукино можно перевести как Лунная Крольчиха.
В сериале сразу у двух главных героинь светлые волосы. В традиции аниме раньше использовался цвет волос, чтобы подчеркнуть что-либо. Например, светлые волосы были присущи иностранкам.
Нельзя не вспомнить и команду первого сезона сериала: Ами Мицуно (Сейлор Меркьюри), Рей Хино (Сейлор Марс), Макото Кино (Сейлор Юпитер), Минако Айно (Сейлор Венера). Ами умна, потому, что ее планета покровительствует знаниям, Макото сильна: еще бы — ей благоволит самая большая планета Солнечной системы. Минако чем-то похожа на Усаги — любит наряжаться и кокетничать, возможно, потому, что в астрологии Луна и Венера — единственные женские планеты, все остальные считаются мужскими. И хотя все героини — японки, только одна девушка из этой пятерки постоянно щеголяет в национальной одежде хакама и гета. Дело в том, что Марс — покровитель Овнов и Скорпионов, а Япония, в свою очередь, находится под патронажем этих знаков. Поэтому, появляясь в национальном прикиде, Рей, или Сейлор Марс, словно напоминает об этом.
Хакама — японские широкие брюки, их чаще носят мужчины. Гета — национальная обувь, больше похожая на сланцы. В качестве домашнего задания: переведите на русский язык имя «Ирина Хакамада».
Этот сериал открыл нашему зрителю много нового и в то же время окончательно утвердил образ Страны Начала Солнца как воплощения загадочности. Сериал вобрал в себя разнообразные элементы, берущие истоки в мифологии: от женщины-разрушительницы, королевы, несущей гибель, до пришествия мессии, опять же в виде маленькой кавайной девочки Хотару. Врагами девчонок становились и злой профессор, одержимый демонами, и жители Черной Луны, а однажды героиням даже пришлось сражаться с индуистским чудовищем Ямантака. Создатели сериала позаботились, чтобы сёдзё-аниме таким и осталось, и девушки, умирая, возрождались вновь.
Разумеется, у каждого уважающего себя сериала-аниме должна быть фишка, которая ставит в тупик даже самых ярых поклонников. «Сейлормун» не исключение. Здесь фишкой стала любовь между двумя девушками — Харуко Тено (Сейлор Уранус) и Мичиро Айно (Сейлор Нептун). Однако, несмотря на этот легкий намек на нетрадиционные отношения, сериал все же нельзя причислить к юри-направлению в аниме.
В последнем сезоне в нем появляются еще и девушки-юноши.
Сейлор-старз, — юноши, которые после перевоплощения становятся девушками, — еще одна фишка сериала, не лишенная, однако, давних традиций. По японской мифологии, люди после смерти становятся привидениями и являются живым в женском обличье. Этот сюжет также использован создателями сериала.
Воины в матросках стали кумирами многих девочек-подростков конца 90-х и породили мощную волну под названием аниме-мания. На родине «лунных воинов» их давно уже играют обычные подростки — приверженцы субкультуры косплей.
«Pokemon gotta catch 'em all!»
Вслед за «Сейлормун» на российских телеэкранах появились необычные зверьки, которых почему-то нужно было собрать. Называли этих зверьков покемонами (от английского «pocket-monsters» — карманные монстры).
История создания сериала «Покемон» интереснее, чем сам сериал. Впрочем, дети вряд ли согласятся с этим, ведь мульт представляет собой кодомо-аниме. Когда создатель покемонов Тадзири Сатоси был маленьким мальчиком, то не уставал любоваться насекомыми. Позже он всерьез увлекся играми на компьютерных приставках и даже создал посвященный компьютерным творениям журнал «Games freak» («Свихнувшийся на играх»). Но Сатоси этого оказалось мало, и он создал свою собственную приставочную игру.
Позже талантливого юношу заметила корпорация Nintendo, даровавшая жизнь супербратьям Марио.
Участвуя в разработке новых игр и продолжая публиковать статьи в уже популярном «Свихнувшемся на играх», Сатоси начал подумывать о мегашедевре, который покорит весь мир.
По легенде, гениальная идея о создании монстров, которых нужно отлавливать, собирать и дрессировать, пришла Сатоси, когда в его Sega-приставку заполз жук. После некоторых усилий ему удалось убедить Nintendo запустить проект создания покемонов.
Вместе с талантливым дизайнером Кэн Сугимори, несмотря на недостаток средств и людей (многим сотрудникам «Свихнувшегося на играх» пришлось уволиться из-за этого), два партнера из года в год придумывали и программировали игру, где должны были сойтись разные монстры, которых владелец приставки мог собирать, ухаживать за ними и прочее, и прочее.
Через шесть лет игра была завершена. Но к тому времени игровые приставки утратили свое господство над подрастающим поколением. Однако игру все же было решено выпустить. И тут случилось чудо: карманные монстрики, о которых надо было заботиться и с помощью которых можно было сражаться с другими, пришлись по душе многим детям. Как водится, вслед за популярной игрой была выпущена манга, а там уж недалеко оказалось и до выхода аниме.
Главного героя сериала сделали тезкой создателя игры. И хотя в самой игре не было центрального карманного монстра, в мультфильме им стал Пикатю.
По-японски «пика-пика» означает звуки, издаваемые электроразрядом, а «тю-тю» — писк мыши. Эти же звуки издает мышь в миядзаковских «Унесенных призраками». Получается, что имя главного героя-монстра можно интерпретировать как «электромышь».
Когда сериал был выпущен в Америке, Пикатю, в соответствии с английской транскрипцией, превратился в Пикачу. Сатоси же стал Эшем, а его верная спутница Касуми — Мисти.
Еще при создании игры было придумано несколько фишек, призванных подогревать интерес у юных игроков: выпустили ряд версий, в каждой из которых были свои монстры, и заполучить их обладатели разных версий могли путем обмена между собой. Чем больше у тебя собрано зверьков, тем больше забот они требуют. А заодно расширяются навыки контактов с другими детьми, что очень необычно для японского конформизма. Игра была больше похожа на спорт: постараться одолеть соперника или суметь принять поражение. Побежденный соперник как в игре, так и в мультфильме не погибает, а всего лишь падает в обморок. Мультфильм получился вполне гуманным.
История сериала не обошлась без скандала. Во время показа по телевидению 16 декабря 1997 года очередной серии многим детям стало плохо, и они были госпитализированы с припадками, похожими на эпилептические. На следующий день серию повторили, дабы довести до сведения родителей, что не следует детям пересиживать у экранов. В результате были госпитализированы и некоторые взрослые! По всей стране пострадало свыше 12000 человек. Но у большинства детей, как выяснилось позже, это было просто «воспаление хитрости»: не хотели идти в школу. Однако около тысячи не входят в число симулянтов. Официальное объяснение феномена: болезненной была реакция у людей, склонных к цветовой эпилепсии. А кадры, в которых довольно быстро чередовались контрастные синий и красный цвета, спровоцировали всплеск болезни. Высказывались и другие версии — от использования 25-го кадра до испытания нового психологического оружия ЦРУ... Сериал запретили аж до 16 апреля 1998 года. Вернулся же он на телеэкраны своего отечества благодаря... самим детям: маленькие зрители завалили TV Tokyo письмами. В итоге сериал доработали и заново выпустили не только в Японии, но и в США.
Версия для Штатов дорабатывалась несколько месяцев, но оно того стоило: именно англоязычная версия появилась на канале ОРТ. «Покемон» ворвался в наши дома с криком «Gotta catch 'em all!» — «Собери их всех!» — и остался в сознании тысяч детей в образе карточной игры, суть которой сводилась к тому, чтобы собрать всех карманных монстров и одолеть своих соперников. Заодно дети тренировали память: ведь у каждого из полутораста монстриков были свои сильные и слабые стороны, которые нужно было досконально знать.
Факты о «Покемоне»
Полнометражный аниме-фильм, созданный по мотивам сериала, побил в США все кассовые рекорды, и этот успех спустя несколько лет удалось повторить лишь «Шреку».
За то, чтобы Пикачу красовался на трех «Боингах-747» авиакомпании Nippon Airways, корпорация заплатила около 1 миллиона долларов. А когда-то этот мульт не хотели выпускать...
Он вырос сиротой, но у него доброе сердце
Его зовут Наруто Удзумаки, и он — герой одного из самых популярных комиксов в Японии. В 1999 году в журнале «Weekly shonen Jump» был опубликован первый выпуск манги о мальчике-сироте, в тело которого запечатан дух девятихвостого лиса. В японской мифологии духи-лисы особенно сильны и отчасти даже опасны. Один из таких духов когда-то напал на деревню отца Наруто, и тот, будучи хокагэ, т.е. наиболее сильным из всех ниндзя, спас деревню от напасти, заточив духа в тело своего сына и поплатившись за это собственной жизнью. Однако отец ошибся, полагая, что его сына будут почитать как героя. Мальчику пришлось хлебнуть горя с лихвой: ведь все помнили, кто находится в его теле. Сверстники Наруто тоже чурались парня, как прокаженного, хотя и не знали, в чем заключается причина всеобщей нелюбви к нему...
«Наруто» — история сироты, наделенного сверхспособностями ниндзя, — настолько потрясла издателей комиксов, что были выпущены манги, адаптированные для англоязычных читателей. А за ними, как водится, увидел свет и сериал в стиле сёнэн-аниме.
Так три главных героя — Наруто Удзумаки, Саскэ Утиха и Сакура Харуно — стали новыми кумирами подрастающего поколения. По сюжету мульта, мир делится на страны огня, воды, земли, света и ветра. Все они управляются по феодальному принципу и давно погрязли в войнах. Поэтому, чтобы дети могли выживать в жестоком мире, их воспитание и обучение сводится к практикам ниндзя. Наруто в свое время пришлось изучить искусство создания собственных клонов. Сначала это ему давалось тяжело: учителя также не любили мальчика и обманывали его, как могли. Но после того, как вскрылся очередной обман, Наруто освоил эту технику лучше своих сверстников и успешно закончил академию ниндзя.
После окончания «учебного заведения» к нему был приставлен сэнсей Какаси Хатакэ — непонятный тип, который закрывает половину своего лица. Вместе с еще двумя выпускниками академии, Сакурой и Саскэ, герои образуют команду Team7, которой предстоит защищать деревню, бороться против зла, которое, в лучших традициях подросткового аниме, относительно и зачастую может оказаться не таким, каким представлялось. Саскэ движим целью уничтожить своего родного брата Итачи, который погубил всю их семью-клан. Но тот перед смертью признается, что его к этому вынудили и что приказ о кровопролитии отдал староста их родной деревни. Саскэ же, не простив предательства, предает в итоге своих друзей и бывших земляков. Так добро, которому служила команда, предстает совсем в ином свете.
Цель Наруто — стать самым лучшим ниндзя-хокагэ и заслужить, наконец, любовь окружающих, а также любовь Сакуры. Но по ходу приключений команде приходится пережить много потерь, во многом разувериться и изменить свои планы. Вообще героям свойственна погоня за непростыми и даже двусмысленными идеалами: для Наруто это — перестать быть доверчивым глупцом, для Сакуры — завоевать любовь Саскэ, для самого же Саскэ — отомстить за убийство своего клана. Все эти сомнительные в нравственном отношении цели постепенно оборачиваются иными гранями, и призрак счастья развеивается...
Для того, чтобы наши зрители могли познакомиться с Наруто и его друзьями, английские и американские каналы немало потрудились, убрав чрезмерно жестокие и кровопролитные сцены, а также мат: то и другое в достаточном количестве присутствовали в этом жестком аниме. Кроме того, был создан специальный проект «Нарутопедия». Таким образом, на канале Jetix появился еще один кумир девчонок и мальчишек, а в их дневниках место Сейлормун заняли мальчик с лисьими чертами и девушка с волосами цветущей вишни...
«Эльфийская песнь»
Это неоправданно жестокое аниме каким-то образом стало культовым для многих подростков. Другие аниме-сериалы, показанные на российских каналах, не изобилуют такой жестокостью, граничащей с открытым сексуальным насилием...
И все же стоит упомянуть и об этом творении Мамору Канбэ, чей арт украшает добрую половину подростковых online-дневников в социальных сетях.
После побега из тюрьмы убийцы Люси, над которой в заключении жестоко издевались, в японском городке Камакура начинают происходить кровавые события. Причина их — диклонусы: раса мутантов, которая при помощи невидимых длинных рук-векторов может уничтожить человека или заразить его страшным вирусом. Разумеется, эти мутанты должны быть истреблены, но сначала у них надо пытками вырвать признание, почему некоторые из них способны к продолжению рода, а следовательно, к насилию, а другие нет.
Камакура существует в действительности, это очень красивый приморский город. В аниме часто используется прием, когда фантастическое действие происходит в реальном месте.
Что же заставило подростков полюбить этот сериал, полный жестокости? Возможно, психологические приемы, которые используются в мультфильме. Например, раздвоение личности главной героини, которое усиливается, когда после побега Люси ранят в голову. Причем, вторая ипостась героини делает ее безобиднее годовалого ребенка, который искренне любит этот мир... Другим психологическим приемом служит то, что у сериала очень впечатляющий оупенинг: начало сопровождается картинами известного австрийского художника Густава Климта под гимн на латыни Ave mundi spes Maria. Все это безошибочно действует на сознание, особенно людей, склонные к бурным эмоциям. И в первую очередь на подростков.
Несмотря на то, что в России сериал шел на MTV в позднее время и транслировался на канале «22», который позиционирует себя как канал взрослых мультфильмов, его просмотрело довольно много «представителей поколения next». Похожая ситуация — в США и в самой Японии: мультфильм провозгласили этти-аниме, т.е. аниме с легким эротическим намеком, несмотря на обилие сцен насилия, которые делают мульт типичным хентай, — поэтому детей от 12 лет допускали к просмотру вместе с родителями.
Таким образом, «Эльфийская песнь», с ее избыточной жестокостью, снискала любовь подростков по всему миру, а девочка с розовыми волосами, произносящая мягкое «ня», обрела тысячи поклонниц...
Как бы то ни было, аниме в России и в мире все больше набирает обороты, и это подтверждается появлением таких субкультур, как косплей и фурри.
Хорошо владеете карандашом? Тогда, не исключено, и ваша манга когда-нибудь станет популярной, как творения Мидорикава Цуёси, — в миру, между прочим, Светланы Чежиной. Для начала нужно запастись терпением, придумать необычный сюжет и нарисовать героя. Пусть это будет залогом того, что однажды весь мир споет именно вашу эльфийскую песнь.