В СССР показ анимации и кино капиталистических стран был ограничен маленьким количеством отобранных по определенным идеологическим параметрам фильмов, именно поэтому зритель того времени был совсем не знаком с анимацией, которая создавалась в Японии. Исключением стали лишь такие фильмы как: «Летающий корабль-призрак» «Кот в сапогах», антивоенная драма «Босоногий Ген», «Двенадцать месяцев», и созданные совместно с мультипликаторами Советского Союза «Приключения пингвинёнка Лоло».

Самое первое знакомство российского зрителя с мэйнстримом аниме произошло во время «видеобума» конец 1980-х — начало 1990-х годов, когда у владельцев видеомагнитофонов появился доступ к аниме (в основном те фильмы, которые уже стали популярными на Западе, ну и хентай конечно), которое распространялось «видеопиратами» или переписывалось в частном порядке. В 90-е годы также проходили телевизионные показы нескольких аниме-сериалов, которые в основном были рассчитаны на детскую аудиторию: «Сейлор Мун», «Кэнди-Кэнди».

Некоторые российские каналы транслировали большое количество пиратских аниме-сериалов и аниме-фильмов, которые не были лицензированны в России. Ну а, начиная с 2000 года на телевидении демонстрировался очень известный детский аниме-сериал под названием «Покемон». До этого показа термин «аниме» применялся редко, произведения назывались как «японские мультфильмы». В тоже время в России начали появляться люди, целенаправленно желающие познакомиться с аниме, они обменивались фильмами и начинали объединяться в различные клубы, но тогда это было немногочисленным порывом, а маргинальным течением.

В 90-е годы, следом за растущей популярностью японской анимации в Западной Европе и США, в России возник большой спрос на аниме, стартовало официальное распространение многих фильмов на DVD и видеокассетах, позже появились компании, которые специализируются на аниме: в 2002 году была организована компания под названием «МС Entertainment», в 2005 году — «XL Media», в 2006 году — «Мега-Аниме», а в 2007 году — «Творческое объединение Animedia» и «Reanimedia». В 2005 году начались активные трансляции аниме на телеканалах «Муз-ТВ» и «MTV Россия». Начали возникать издания, которые были посвящены манге и аниме: в 2003 и 2004 годах выпускался журнал под названием «anime*magazine», с 2003 издаётся журнал который именуют «АнимеГид», с 2002 года в известном журнале «Страна Игр» появилась рубрика «Банзай!», которая также посвящена аниме. Проводятся фестивали для отаку, также Всероссийский фестиваль по японской анимации в городе Воронеже, северо-западный фестиваль всех любителей аниме и манги «М.Ани.Фест» в городе Санкт-Петербурге, южно-российский фестиваль анимации «Танабата» в городе Ростове-на-Дону, «АзияБриз» и «ЧибиФест» в Екатеринбурге и аниме-фестиваль в Москве.

Популярность аниме коснулась и российских музыкантов: студия Production I.G в 2003 году создала аниме-видеоклип на композицию Линды «Цепи и кольца», ну а в 2005 году Studio 4 °C был выпущен видеоклип «Первый отряд» на песню Лигалайза, группа Тату анимировала видеоклип на композицию Gomenasai, также было сказано о том, что российскими авторами и японскими аниматорами было совместно создано производство полнометражного аниме мультфильма «Первый отряд».